Начните что-нибудь делать

Культура Плакаты

Кинорубрика: “Бэтмен против Супермена: На заре справедливости”

 

Фильм Зака Снайдера «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости» вышел в прокат 12 марта 2016 года. С тех прошло немало времени, было написано множество гневных рецензий, вылито немало желчи в комментариях, и снято немало роликов, описывающих и высмеивающих каждый грех этой картины так, как это в свое время не снилось даже небезызвестному «Бэтмену и Робину». Теперь же, когда, наконец, улеглись все страсти, а кинокритики переключились на грехи только что вышедшей «Лиги Справедливости», пришло время проанализировать, что же это все – таки был за фильм.

Сразу оговорюсь, что не являюсь каким – либо кинокритиком и тем более не имею никакого образования в области кино, лишь небольшой опыт написания сценариев и создания короткометражек, а поэтому прошу считать данную рецензию просто моим личным мнением как зрителя и фаната «DC Comics». А теперь приступим непосредственно к фильму.

Сюжет «Бэтмена против Супермена» имеет множество линий и слоев. С одной стороны, раскрытие Супермена миру во время событий «Человека из Стали» 2013 года принесло ему славу и последователей, в буквальном смысле считающих его богом на земле. С другой, разрушение Метрополиса в результате его же битвы с, прошу заметить, соплеменниками с планеты Криптон, оставило многих людей обездоленными и озлобленными. В то же время правительство США, как и лидеры других стран, откровенно опасается Человека из Стали, поскольку не может его контролировать, и пытается найти способы противостоять ему, если вдруг Супермен решит стать планетарным тираном. На этом фоне из отставки выходит Бэтмен, который своими глазами видел битву в Метрополисе, и теперь считает Последнего сына Криптона угрозой для всего человечества, и хочет устранить его. Сам же Супермен должен понять, где его место в этом, ставшем вдруг таким чужим для него, мире и сойтись в битве с Летучей Мышью Готэма не на жизнь, а на смерть.

Что у картины удалось хорошо, так это персонажи, визуальный ряд и музыка. Бэтмен получился этаким радикальным республиканцем – консерватором, активным противником всех «чужих», которые пришли со своими «божественными» разборками на нашу планету, и теперь человек своими руками должен положить этому конец. Он даже цитирует знаменитую доктрину «Одного процента» вице – президента США Дика Чейни о борьбе с терроризмом, говоря, что если существует хотя бы один процент вероятности, что Супермен повернется против человечества, то к нему нужно относиться со всей серьезностью и устранить Человека из Стали, пока этого не произошло. Для Брюса Уэйна главное – это закон, порядок и устрашение преступников, даже если не только они боятся Бэтмена.

Супермен же представлен, по крайней мере, в ипостаси Кларка Кента, либералом, ставящим во главу угла права и свободы человека, и недолюбливающим Бэтмена за то, что он запугал всех граждан Готэма, невзирая на то, что некоторых только страх наказания отводит от совершения преступления.

Александр «Лекс» Лютор – младший, третье звено, на котором держится фильм, получился очень интересной версией персонажа с необычной мотивацией. Некоторым зрителям она показалась достаточно сложной и непонятной, как и мне после первого

просмотра. Но, после размышлений, я понял, что она является достаточно ясной и в ней присутствует два основных элемента.

Во – первых, Александр в «БпС» ненавидит Супермена потому, что он ненавидит саму идею Бога как “всесильного и благого существа”, и является радикальным антитеистом. Ненависть Александра – младшего, как и многие психические отклонения, идет из детства, когда его отец издевался над ним физически и морально. И никто, ни один “всесильный Господь”, не вмешался и не остановил Лютора – старшего. И тогда Лютор решил, по его собственным словам, что, если Бог всесилен, то Он вовсе не благой, а если Он – благой, то не всесильный. Когда же появился Супермен, обладающий неограниченной силой и помогающий людям, которые в награду стали сравнить его с Богом, то Александр – младший мгновенно решил, как и Брюс Уэйн, кстати говоря, что этот новый “бог” – злодей. Который хочет завоевать доверие и обожание человечества, а затем поработить его. А Лекс теперь мог наконец поквитаться с “богом”, который спасает людей сейчас, но которого не было рядом, когда помощь была нужна самому Александру. Это тот аспект мотивации, который лежит на поверхности. Под ним же находится другой, более сложный – “богоискательство” антагониста. Несмотря на всю свою ненависть к самой идее “Спасителя”, все действие картины Лютор – младший ищет того самого “бога”, который бы защищал его и помогал ему. Сперва он пытается контролировать Супермена через его похищенную мать, в то время как создает Думсдэя с помощью, подчеркну, своей собственной крови, как второй вариант. Он создает своего собственного “дьявола”, которого выпускает наружу, когда “бог” отказывается подчиняться ему. И лишь вмешательство столь ненавидимого им “спасителя” защищает Лекса от смерти от рук его собственного создания. А конце фильма ему все – таки удается найти своего «бога». В целом, картина содержит в себе множество философских идей и отсылок.

Визуальные сцены, как всегда у Снайдера, хороши. В сюжетных моментах пробирает дрожь и захватывает дух от увиденного. Этому способствует шикарная музыка, за которую отвечают Ханс Циммер и Junkie XL, которым удается превзойти себя, особенно в музыкальной теме Чудо – Женщины.

Неплохо, на мой взгляд, раскрыта тема реакции общества на появление сверхлюдей с божественными силами. Показаны как толпа обожателей, тянущихся к новому «богу», так и скептики, задающие вопросы, а что будет, если «спаситель» окажется «дьяволом, спустившимся с небес». Правительство же вполне реалистично пытается найти механизмы контроля или устранения сверхчеловека, нарушающего принцип суверенитета государств и принцип нерушимости границ своими битвами с африканскими диктаторами. Но, как мне кажется, «не докрутили» – после террористического акта на парламентском слушании эта тема затухает и более не поднимается до конца фильма. В комиксе – основе картины «Возвращение Темного Рыцаря» Фрэнка Миллера об этом было рассказано более реалистично – у Супермена попросту похитили родных и таким образом заставили выполнять все приказы правительства.

Теперь о проблемах фильма. А их совсем немало.

Первая и главная проблема, по моему мнению, состоит в том, что в нем так не смогли показать обещанного противостояния двух героев с совершенно разными ценностями и идеями в основе. Эта тема проглянула в одной из лучших сцен картины – когда Кларк Кент и Брюс Уэйн на приеме, устроенном Лексом Лютором, познакомились и выразили друг другу несогласие насчет методов своих супергеройских альтер-эго, которые я уже раскрыл выше.

В этой сцене фильм хорошо показал двух разных персонажей с разной системой ценностей и идеологией, и была надежда, что дальше их раскроют еще лучше. Но нет, кроме небольшого расследования Кларка Кента в Готэме, которое к тому же было только в расширенной версии «БпС», эту тему никак не раскрыли и все закончилось обычной дракой на 2 минуты. Это стало большим разочарованием для меня, как для фаната двух персонажей, надеявшегося на противостояние не хуже того, что было в «Возвращении Темного Рыцаря».

Другая проблема – перегруженность сюжета картины линиями, деталями и персонажами. Лично у меня при просмотре возникло ощущение, что создатели фильма попытались уместить в него материал на как минимум 3 отдельные картины, причем параллельно стараясь выстроить основу для будущих фильмов киновселенной. Тут вам и сомнения Супермена, и паранойя Бэтмена, и уставшая за 100 лет жизни в человеческом обществе Чудо – Женщина, и опасения правительства, и план Лютора, и расследование Лоис Лэйн, и создание Думсдэя, и все это намешано в нездоровом винегрете. При этом большая часть кинокомикса посвящена неспешным диалогам персонажей, изредка перемежающимся с короткими экшен – сценами, из – за чего смотреть «БпС» становится попросту скучно, так как определенную часть хронометража не происходит ничего важного. Хотя было достаточно всего лишь интересно показать борьбу персонажей, вынесенных в название картины.

Третья проблема – план Лекса Лютора. Он слишком бредовый, содержит в себе огромное количество деталей и полагается на вещи, которые находятся вне контроля Александра и на которые он может повлиять исключительно косвенно. Часть же «великого плана» и вовсе происходит за кадром. Пример – это раскрытие Лютором личностей Супермена и Бэтмена. В фильме вообще не показывают, как именно ему это удалось.

В целом же «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости» получился крайне странной и двоякой картиной. С одной стороны, в ней есть любопытные сцены и философские идеи, а также интересные персонажи, с другой – перегруженность сюжетными элементами и провисание части происходящего на экране. Расширенная версия картины частично улучшила связность сюжета, и для просмотра я бы посоветовал именно ее. Единственное, что может отпугнуть зрителей от ее просмотра – большой хронометраж, целых 182 минуты. Однако расширенная версия того стоит.

Порекомендовать этот фильм я могу фанатам «DC Comics» и с исключительной осторожностью – всем остальным. Им я бы скорее порекомендовал посмотреть недавний мультфильм «Возвращение Темного Рыцаря» в 2 частях, особенно часть 2 – там тема «БпС» была раскрыта более успешным образом.

Автор: Денис Леденев.